Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества п. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края

 

 

 

CАМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования детей центра детского творчества п. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края

за 2013 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика образовательного учреждения

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества п. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края был создан 01.11.1994.

Юридический адрес: 682450, Хабаровский край Николаевский район п. Маго, ул. Первомайская, 51

Фактический адрес: 682450, Хабаровский край Николаевский район п. Маго, ул. Первомайская, 51; ул. Мира, 4; ул. Больничная, 1.

Лицензия на право осуществления образовательной деятельности от 29 сентября 2011 года    РО № 024750, регистрационный номер 436

Свидетельство о государственной аккредитации от 29 июня 2010 года, регистрационный номер 291

Тип учреждения – образовательное учреждение дополнительного образования детей.

Вид образовательного учреждения – центр

Категория образовательного учреждения – вторая

Сайт МКОУДОД ЦДТ п. Маго  - magocentr.moy.su

Контактная информация – (42135) 33-3-18

Устав принят общим собранием трудового коллектива МКОУДОД ЦДТ и утвержден приказом управления образования администрации Николаевского муниципального района от 24.01.2011 года № 13-осн-р.

Структура управления

 

Администрация

Педагогический совет

Совет трудового коллектив

Методический совет

Родительский комитет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приоритетные направления работы:

- образовательное (организация образовательного процесса по развитию творческих способностей обучающихся;

- социально-педагогическое (профилактика асоциального поведения, работа по формированию здорового образа жизни, творческое содружество детей и взрослых);

- культурно-досуговое (организация содержательного досуга, проведение массовых мероприятий, участие в конкурсах, выставках различного уровня);

- организационно-методическое (работа методического объединения, разработка программно-методических материалов, повышение квалификации педагогических работников)

Образовательная деятельность

Центр детского творчества осуществляет бесплатное обучение, исходя из государственной гарантии прав граждан на получение бесплатного образования. Образовательная деятельность осуществляется во время, свободное от занятий детей, с учетом утвержденных учебных планов и дополнительных образовательных программ.

В центре детского творчества реализуются образовательные программы по уровням:

1 ступень (1-4 классы)

2 ступень (5-9 классы)

 3 ступень (10-11 классы)

3

9

2

 

По направленностям:

Эколого-биологическая – 1

Социально-педагогическая – 1

Физкультурно-спортивная -2

Художественно-эстетическая – 10

 

Анализ контингента обучающихся

направленность

Кол-во объединений/ групп

Кол-во детей

мальчиков

девочек

По годам обучения:

1

2

3

4 и >

Зколого-биологическая

1/1

15

10

5

1/15

 

 

 

Социально-педагогическая

1/3

35

18

17

1/12

 

 

2/23

Физкультурно-спортивная

2/2

22

11

11

 

1/12

1/10

 

Художественно-эстетическая

10/18

225

105

120

7/105

4/49

6/71

 

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся, педагоги  используют следующие современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые технологии, групповые технологии, технологии личностно ориентированного обучения, технологии проблемного обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология педагогической поддержки,  информационно-коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии позволяют соблюдать охранительный режим обучения, равномерно во время занятий распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, что способствует сокращению числа пропусков занятий творческого объединения по болезни.

Игровые технологии способствуют непосредственной эмоциональной включенности в ситуацию, состязательности и коллективизму в поиске лучших решений, возможности широкого варьирования ситуаций, овладению новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировке интуиции и фантазии, развитию импровизационных возможностей и умению быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая технология применяется в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используется при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

             Групповые технологии  предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.  Учащиеся обсуждают различные точки зрения друг друга, и рассматривают вопрос с разных сторон. Обучающиеся сами учатся видеть проблемы, трудности и находить способы их решения. У ребят формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение. Дети  начинают понимать, где и как они смогут применить свои знания. Именно в групповой работе не выделяют ни одаренных, ни слабоуспевающих, а воспринимают некого среднего обучающегося, стремясь поднять его до максимального уровня. В группе, где идет обсуждение проблемы коллективно, ребенок работает индивидуально и сообща с товарищами. Взаимопомощь и желание сделать работу хорошо направляют по нужному пути. В итоге группа справляется с заданием, проявляются лучшие качества ребенка, повышается ответственность перед товарищами, появляется интерес к изучаемому вопросу. Успех отдельного учащегося оценивается как успех всего коллектива, а это поднимает рейтинг групповой работы.

Технологии личностно ориентированного обучения направлены на  максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта. В центре внимания – личность ребенка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности

Технологии проблемного обучения организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология коллективной творческой деятельности предполагает   такую организацию

совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Коллективная творческая деятельность способствует повышению эффективности общения детей, т.к. в процессе обсуждения и разработки возможных идей проектов, вариантов их реализации ученики проявляют умственную активность, оригинальность мышления, легкость генерирования идей, любознательность, изобретательность.

Технология педагогической поддержки. Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

Информационно-коммуникационные технологии. Применение данных технологий интенсифицирует процесс образования и воспитания, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует повышению уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных; осуществление самообразования; формирование информационной культуры. Интерес к компьютерным информационным технологиям в образовании у обучающихся высокий.

Для отслеживания эффективности освоения программы педагогами используется  диагностика П. И. Третьякова «Уровень сформированности мотивации к учебной деятельности», которая состоит из следующих показателей: «Мотивация к знаниям» «Знания, умения, навыки» «Творческая активность, «Достижения»

Результаты отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов диагностики.

Таким образом, прослеживается положительная динамика результатов освоения программы. Обучающиеся вносят предложения по развитию деятельности объединения, легко и быстро увлекаются творческим делом. Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Следствием работы стало повышение образовательного уровня всех обучающихся, посещающих кружок, формирование у них новых навыков получения знаний, социальной активности. Это удалось достичь за счет включения в учебную деятельность обучающие и  развивающие личность технологии, которые построены на целенаправленной, специально организованной групповой и межгрупповой деятельности.

Уровень освоения программ

 

 

 

Для изучения уровня мотивации был использован опросник «Учебная мотивация школьников» Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы М.В. Матюхиной. Целью, которой является выявление наличия  мотива и составление представления о реализации деятельности педагога ОУ по формированию мотивационной сферы учащегося.

 

 

Проанализировав результаты уровня диагностики мотивации, можно сделать вывод, что  у обучающихся прослеживается высокий рост мотивации, четко выраженные потребности добиться высоких результатов.

 

Условия осуществления образовательного процесса

 

Обучение детей в возрасте от 6 до 18 лет.   В ЦДТ организуется работа с детьми в течение всего календарного года. С сентября по май месяц - работа кружков постоянного состава; в осенние, зимние, весенние каникулы деятельность педагогического созыва направлена на организацию активного отдыха и досуга; в летний период – укрепление здоровья детей, активизирование досуговой деятельности, организацию в  летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей на базе центра детского творчества.

Основные показатели работы детского оздоровительного лагеря

Наименование

Всего

Численность детей, отдохнувших за лето

90

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

6

дети-инвалиды

6

дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев

0

дети из малообеспеченных семей

81

дети безработных

30

дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий

0

дети, состоящие на внутришкольном учете

0

                                                                          

Обучение детей производится в форме учебных занятий в одновозрастных или разновозрастных творческих объединениях, которые организуются  ежегодно  на основании учета интересов  детей,  потребностей семьи. Каждый ребенок имеет право на посещение двух и более объединений.

Расписание занятий составлено с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к учебной работе воспитанников. Занятия начинаются не ранее 12 часов, оканчиваются не позднее 19 часов,  проводятся в одну смену.  При проведении  учебных занятий через каждые 30-40 минут организуется 10 минутный перерыв для отдыха и проветривания помещений.

Концепция воспитательной работы в ЦДТ  была рассмотрена и утверждена на педагогическом совете в 2010 году на 2010-2015 год.

Воспитательная работа ЦДТ нацелена на воспитание культурно - нравственных ценностей обучающихся на основе толерантности, взаимного уважения и сотрудничества, сохранение традиций, развитие индивидуальных творческих качеств у воспитанников.

        Для достижения этих целей, необходима целенаправленная деятельность, ориентированная на непрерывную связь образования и воспитания, системный, комплексный подход, охватывающий все стороны формирования личности. В ЦДТ реализуются целевые воспитательные программы: «Патриот», «Здоровье»,  «Досуг. План воспитательной работы ЦДТ составляется на 1 год в соответствии с перспективной программой развития, единым планом учебно-воспитательной работы, планами работы педагогов. 

Программа «Здоровье»

Цель  программы:  обеспечить учащимся высокий уровень реального здоровья, вооружить их багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитав у них культуру здоровья

Задачи:

  • Культивировать здоровый образ жизни.
  • Воспитывать негативное отношение к употреблению наркотических веществ, включая алкоголь, табачные изделия.
  • Формировать навыки физической культуры и личной гигиены.
  •  Способствовать укреплению здоровья  учащихся.

 

Ожидаемый  результат

Это здоровый человек:

Физически развитый;

Не имеющий вредных привычек;

Владеющий приёмами и способами оздоровления своего организма;

Имеющий устойчивую потребность вести здоровый образ жизни

В рамках этой программы проведены следующие мероприятия:

«Туристический слёт»; «Ты и алкоголь» - беседа; «Строительство зимнего городка»; «Простудные заболевания» - оформление стенда; День Здоровья – «Взятие снежного городка» - игровая программа;

«Гигиена питания» - познавательная игра; «Зарница» - военно-спортивная игра; День Здоровья. «Хочешь быть здоровым – будь им!»  - спортивная программа и др.

Программа «Я гражданин» военно-патриотического воспитания создана с целью  обогащения и возвышения мотивационно-потребностной сферы ребёнка, формирования системы общечеловеческих нравственных ценностей, воспитания активного гражданина, патриота. В  неё входят  направления: гражданское воспитание, военно-патриотическое воспитание, региональный компонент.

Задачи программы:

  • Воспитывать у учащихся патриотические чувства
  • Формировать гражданскую зрелость
  • Развивать интерес к героическому прошлому нашего народа.
  • Воспитывать чувство любви к родному краю
  • Воспитывать у учащихся чувство привязанности к родным местам,

Ожидаемый  результат

Эта гуманная личность, которую характеризуют:

  • Уважение прав, свобод и достоинств других людей;
  • Уважительное отношение к героическому прошлому своей страны
  • Интерес к своей родной Земле, к своей малой Родине;
  • Сформированная гражданская зрелость.

В рамках программы «Я гражданин» проведены следующие мероприятия:

«Я Гражданин» - оформление стенда; «Конкурс знатоков прав» - детектив игра.

Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года ставит задачу достижения нового, современного качества образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способного реализовать себя в социуме. Изменения в развитии общего образования в РФ потребовали изменений в содержании и организации методической работы. В связи с этим предполагаются новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Целью методической работы в 2013 учебном году являлось создание базы диагностических методик по выявлению освоения образовательных программ учащимися и оптимальных условий в преподавании с повышением методического мастерства педагогов.

Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач:

  • Совершенствование комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
  • Отбор содержания и составление диагностических методик с учётом вариативности и дифференциации.
  • Обобщение, систематизация и распространение педагогических инноваций.
  • Способствовать постоянному развитию профессионально-ценностных, личностно-нравственных качеств преподавателей, создание условий для реализации творческого потенциала, самообразования и самосовершенствования.
  • Содействовать обновлению программно-методического оснащения учреждения.

Основной задачей организационной работы методического кабинета в отчетном периоде являлось планирование и организация деятельности педагогического коллектива по вопросам методического сопровождения образовательного процесса: составлен план методической работы на 2013, графики посещения учебных занятий, проводились консультации преподавателей по вопросам составления и оформления календарно-тематических планов, оказывалась помощь по разработке программ, открытых занятий, в работе над составлением документации для прохождения аттестации.

Одним из направлений методической работы является организация эффективной системы повышения квалификации педагогов. Все педагоги центра детского творчества в 2013 году прошли курсы повышения квалификации по теме «Проектирование образовательного пространства УДОД в условиях введения ФГОС ООФФФ» с 22.08.2013 по 07.09.2013г. в объёме 132 часов: общетеоретический блок - 48 часов, предметно-технологический блок – 60 часов, блок «ИКТ» в объеме 24 часа.

Педагогический коллектив повышал свое мастерство через проведение открытых мероприятий, семинаров, участие в методическом объединении, обучения на курсах повышения квалификации. Ими были подготовлены доклады, методические разработки, проведены открытые занятия.

За истекший год было проведено четыре заседания методического объединения, на которых педагоги делились с коллегами своими наработками, знакомили с опытом преподавателей новаторов, обсуждали открытые мероприятия, знакомились с нормативными и инструктивными документами. Почти все преподаватели посетили занятия друг у друга, передавая свой опыт и обогащаясь опытом других.

В 2013-2014 учебном году были проведены следующие открытые методические мероприятия различного уровня:

 

Ф И О

педагога

 

Тема

Форма

методического

мероприятия

 

Жарихина М.А.

«За Отечество» --развлекательная программа

Мастер-класс

2.

Крутова Т. В.

«Образ жизни – здоровый» -спортивно-развлекательная программа

Открытое занятие

3.

Панова Е.В.

«В мире эмоций» - занятие с элементами тренинга для подростков

 

Мастер-класс

4.

Сапунова Л.Ш.

«Масленица» - фольклорный праздник

Мастер-класс

5.

Панова Е.В.

«Путь к успеху»

Открытое занятие

на базе МКОУ ДОД ЭБЦ Николаевска-на -Амуре

6.

Вашура Л.Н.

«Нетрадиционное рисование в технике монотипия». Композиция «Живописный пейзаж»

 

Открытое занятие

 

Наиболее эффективными формами изучения и обобщения педагогического опыта являются научно-практические конференции, семинары, педагогические консультации, обзоры, дискуссии, практикумы. В своей методической работе преподаватели обобщают, систематизируют и развивают накопленный педагогический опыт. Результаты методической работы находят отражение в докладах и выступлениях. Иванова С.А., Жарихина М.А., Панова Е.В. участвовали в районной научно-практической конференции педагогов «Проектная и учебно-исследовательская деятельность, как условие развития универсальных учебных действий, учащихся»

В муниципальном казённом образовательном учреждении дополнительного образования детей центр детского творчества п. Маго качественный состав педагогических кадров представлен следующим образом:

Директор – 1

Педагог дополнительного образования – 8

Методист – нет

Всего педагогических работников – 9, из них имеют образование:

высшее - 4

среднее профессиональное – 5

Одним из факторов, стимулирующих уровень повышения качества преподавания, является аттестация педагогических работников.

Всего педагогов дополнительного образования (55,5%)  имеют II категорию, этот показатель этот показатель снизился  за счет выбытия педагогических работников в связи выездом за пределы п. Маго

 Этот показатель недостаточно высок, поэтому с педагогическими работниками ведется индивидуальная работа по повышению качества образования, проводятся семинары, обобщение опыта педагогической деятельности, открытые уроки. Даются рекомендации различного характера.

    Повышение образовательного уровня через заочное обучение сегодня стало необходимостью. На сегодняшний день 1 педагог обучаются на заочной форме обучения в АмГГУ.

Одной из главных задач ЦДТ является удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей через повышение вариативности образования, сохранения единого образовательного пространства и расширение возможностей получения качественного образования. Решение этой проблемы предполагает взаимодействие с другими организациями. Поэтому коллектив ЦДТ тесно сотрудничает со школой, библиотеками, клубами, полицией, врачебной амбулаторией, администрацией п. Маго.

Вопросы по проблемам организации досуга детей и подростков во внеурочное и каникулярное время, профилактика правонарушений, профилактика применения психоактивных веществ, простудных заболеваний, разработка новых форм взаимодействия с неблагополучными семьями, спортивные мероприятия – основные формы направления работы со службами поселка.

Таким образом, многолетняя практика подтверждает, что центр детского творчества располагает широкими возможностями для создания единого комплекса личностно-ориентированного обучения и воспитания, для совместной деятельности детей и их родителей, удовлетворения образовательных потребностей интеллектуального развития детей с учетом их интересов склонностей, дарований, формирования общей культуры, гражданских и нравственных качеств.

С позиции современного образования учебно-воспитательный процесс в ЦДТ должен удовлетворять требования всех участников, поэтому эффективность работы ЦДТ оценивалась по качественному  показателю обученности учащихся, росту профессиональной компетенции педагогов образовательного процесса и отношению родителей к качеству образовательных услуг.